Николаевский краеведческий музей готов порадовать своих посетителей новыми экспонатами

02 сентября 2015, 11:39

Читают: 0 Комментариев: 1 Рейтинг:  
 

 

В экспозиции музея выставлены новые предметы. Это мраморные изваяния, детали надгробных памятников с Николаевского городского некрополя: женская фигура в скорбной позе и урна – символическое вместилище праха.

Начиная с XVIII в. надгробия смело выходят за рамки кладбищенской специфики, перестают быть только частным могильным камнем и приобретают характер мемориальной скульптуры. Во II пол. XIX в., к которому относятся новые экспонаты музея, художественное надгробие окончательно обрело круглую пластическую форму, получило право на объемное реалистическое изображение человека.

Женская фигура с печально склоненной головой и прижатой к груди рукой символизирует скорбь по умершему близкому человеку. Складки одежды мастерски моделированные, мягко драпируют женское тело, одновременно и вторя чувству скорби, и оттеняя силу жизни. Такие мраморные изваяния во множестве можно увидеть на итальянских кладбищах (например, на Campo Santo в Генуе). Они являются ярким примером неоклассицизма в мемориальной скульптуре.

В Государственном архиве Николаевской области хранится интересное дело за 1909 г. «О жалобе на смотрителя православного кладбища И.М. Удодовского». Суть жалобы состояла в том, что на православном кладбище устанавливают надгробные памятники мастера еврейской национальности. Очень почтенные горожане должны были оправдываться и писать объяснительные записки. Но это дурно попахивающее националистическим душком дельце содержит интересную информацию. А. Донской, Н. Грицаенко, М. Алексеев, М. Рюмина и многие другие вынуждены были признать, что гранитное основание с решеткой заказывали у самого известного в Николаеве владельца мастерской по изготовлению памятников И. Штифельмана, а вот скульптурные изображения им привозили из Генуи. Среди «признавшихся» был и Э.П. Францов (речь шла, вероятнее всего, о мраморной фигуре Иисуса Христа, установленной на могиле его жены – Матильды Антоновны).

Поэтому вполне вероятно, что музейная женская мраморная фигура тоже изготовлена в Италии. Кстати, в экспозиции, рядом в витрине, можно увидеть гипсовый вариант портретного барельефа Софьи Петровны Аркас. Мраморное барельефы Н.А. и С.П. Аркас работы известного флорентийского скульптора Улиссо Камби находятся в семейном склепе на кладбище.

Рядом с женской фигурой стоит урна – излюбленный мотив художественного классического образа. Вполне светская декоративная ваза дополнена покрывалом, драпирующим ее красиво уложенными складками. Превосходная пластика и композиционное совершенство этих скорбных «плачущих» складок, спадающих к самому пьедесталу, рождают глубокое лирическое настроение.    Контуры тулова вазы под складками этого «покрывала забвения» едва угадываются, вызывая особенно острое ощущение таинственной недосказанности. Вообще надо заметить, что эти предметы из надгробных комплексов, при всем драматизме темы, не вызывают ужаса перед смертью, а лишь грусть и восхищение перед настоящим произведением искусства – мемориальной скульптурой.

Но даже несмотря на это, музейные сотрудники никогда бы не забрали памятники с известных захоронений на кладбище. История поступления их в музей такова. Члены общественной организации «Форум Скамейка» С. Крыщенко, Д. Оранский, Н. Пономаренко, А. Кравченко, С. Радецкий, Ю. Николюк, А. Буток в ходе очередной экспедиции на некрополь обнаружили эти два изваяния снятыми со своих мест и приготовленными для вывоза неизвестными злоумышленниками.   Оперативно связались с музейными сотрудниками, получили разрешение начальства коммунального хозяйства, благословение священнослужителей церкви Всех Святых, нашли транспорт и доставили артефакты в музей.

Руками реставраторов В.В. Гаврилова, С.В. Шевченко, Ю.В. Котко мраморные изваяния приведены в экспозиционный вид (варвары, снявшие памятники, были неаккуратны  — особенно пострадала женская фигура). Теперь эти великолепные образчики мемориальной скульптуры стали экспонатами музея.



Комментариев: 1

  1. John cena

    Давно уже стоит посетить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *