Николаев на живописных полотнах

17 сентября 2015, 9:53

Читают: 0 Комментариев: 0 Рейтинг:  
 

 

Николаев на живописных полотнах

Без Творца столь стройный

мир прекрасный

сей не может пребывать

(Г.Р. Державин. Доказательство

творческого бытия, 1796).

 

Значительное количество музейных предметов (большинство из них представлены в новой экспозиции Николаевского областного краеведческого музея) являются дарами известной в Николаеве семьи Страдомских.

Василий Андреевич Страдомский (1831-1902), лекарь Морского госпиталя, общественный деятель, страстный коллекционер. После его смерти значительная часть коллекции оказалась у его сына Бориса (1877-1962), жившего с 1896 г. в Москве. О существовании городского музея Борис Васильевич Страдомский узнал во время посещения Николаева летом 1917 г. Уже в 1923 г.им были сделаны первые пожертвования и выражена готовность и в дальнейшем передавать предметы из коллекции отца в музей. В 1948 г. Борис Васильевич интересовался как пережил музей войну и оккупацию, в каком состоянии находятся предметы из коллекции семьи Страдомских. Перечисляя наиболее ценные экспонаты, среди которых «…два вида города Николаева, [выполненные] масляными красками (с видом портовой конторы и вид с бульвара на Ингул и Стрелку)…».

Будет не лишним вспомнить, что первым художественно-архитектурным летописцем Николаева стал петербургский художник Федор Яковлевич Алексеев (1753-1824), справедливо считающийся основоположником городского пейзажа в русской живописи. Сын отставного солдата, сторожа при Академии наук, благодаря своей одаренности в 1766 г. был принят в Воспитательное училище Академии художеств. После стажировки в Венеции работает художником-декоратором при театральном училище и создает ряд оригинальных пейзажей Петербурга, принесших ему известность. В 1794 г. за картину «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» удостоен звания академика. В 1795-1797 гг. находился на юге, куда был откомандирован «для снятия видов» – фиксации вновь присоединенных земель: Бахчисарая в Крыму, Николаева, Херсона и других южных городов. Вероятнее всего пейзажист посетил Николаев в 1796 г. Этюды с натуры он писал акварелью, а уже затем, по возвращении в Петербург, создавал на их основе большие картины маслом. Николаеву посвящены два его произведения: «Вид города Николаева со стороны реки Ингул» (1799; холст, масло; Российская государственная Третьяковская галерея) и «Вид площади в городе Николаеве» (1797-1800, холст, масло; Русский музей, Санкт-Петербург).

Для Алексеева была интересной работа во вновь созданных городах. Это был край не только древней, но и современной ему архитектуры. Степные просторы в окрестностях Николаева, сам город с немногочисленными ансамблями, сухой воздух, придающий честкость контурам, яркий свет, локальные цвета – все было новым. В видах Николаева ощущается своего рода встреча, с одной стороны, общих идей, воплощающих появление новой цивилизации на территории степных просторов «дикого поля», и, с другой стороны,  конкретного архитектурного вида. Городской пейзаж к этому времени занимает одно из высоких мест в иерархии жанров (пожалуй, второе после исторического) эпохи классицизма.

Известный искусствовед  А.В. Федоров-Давыдов назвал Федора Алексеева «первым русским художником, который понял зримую красоту и обаяние большого города, поэзию повседневной уличной жизни, сумел их отобразить в полной гармонии и благородной сдержанности пейзажных образах».

Конечно, очень жаль, что произведения Ф.Я. Алексеева не украшают музейные собрания Николаева. Но вернемся к картинам, подаренным Б.В. Страдомским. Первая – неизвестного художника «Николаев в первой половине XIX века» и поныне считается жемчужиной художественной группы хранения музея.

На первом плане мы видим речную гладь со скользящими по ней парусными судами, но не это главное для художника. Он, как и его известный предшественник (а возможно и учитель), Ф.Я. Алексеев создал образ пленительного южного города под лазурным небом. Найдена манера, которая точно соответствует «полуденному краю». Но главная задача художника – показать еще плохо известный город наглядно, определенно и достоверно, уделив главное внимание его архитектуре и быту. Основные архитектурные объекты площади – здание магистрата (гауптвахты), городской думы, конторы над портом, Адмиралтейского собора – сведены в «счастливом» пункте, ломая законы перспективы, потому что от художника этого времени требовалось помимо соблюдения перспективы «совершенно знать все ордены архитектуры».

Художнику удается усилить чувство достоверности изображением мельчайших подробностей – идущий от собора спуск к Ингульскому мосту, известные нам, к сожалению только по письменным источникам, верстовые столбы у въезда в город, караульные домики, хозяйственные постройки на берегу. Важное место занимает изображение простого люда: матросов, рабочих Адмиралтейства, караульных, женщины, несущей на коромысле ведра с водой.

Вторая картина «Общий вид Николаевского Адмиралтейства» написана дилетантом. Женой лекаря, младшего судового врача Второго черноморского флотского экипажа Владимира Карловича Кнорре Иоганной (дочерью пастора фон Кауцмана) и подарена В.А. Страдомскому 16 апреля 1883 г. Он оставил ее подробное описание, читая которое можно мысленно совершить экскурсию по одному из интереснейших исторических уголков Николаева: «Пойдемте с вами на бульвар и станемте у самого обрыва к Ингулу на месте теперешнего здания сторожки. Перед нами откроется панорама Адмиралейства. Ясный, летний солнечный день. Полдень. Штиль. На переднем плане Ингульский мост, одноэтажное здание конторы, шлагбаум при въезде на мост и сторожевая будка. На Ингульском спуске, немощенном в то время, расположились возы, запряженные лошадьми или волами. Все Адмиралтейство окружено высокой каменной стеной…». Далее идет описание адмиралтейских построек, ракетного завода, Дальней Слободки, ластовых казарм, морского госпиталя, татарской мечети и Девичьего училища.

Скорее всего, Иоганна фон Кауцман-Кнорре писала картину не с натуры (пленэр только входил в обыденность живописца), а с гравюры миниатюрного формата (серия таких гравюр с видами города была издана в Николаеве в 80-е гг. XIX в.). А вот цветовую гамму, живость восприятия и настроение художница впитала во время прогулок по городу.

Картины,  подаренные  музею Борисом  Васильевичем   Страдомским, посетители   музея  могут   увидеть  воочию. «Николаев  в  первой  половине XIX в.» – в основной экспозиции, а дилетантское, но очень интересное и по содержанию, и по истории написания творение Иоганны фон Кнорре – на выставке, открытой в честь празднования Дня города  «Образы родного края: работы художников-николаевцев из музейного собрания».

 Елена Владимировна Пономарева,

заведующая научно-экспозиционным отделом

Николаевского областного краеведческого музея

«Общий вид на Адмиралтейство» Йоганна фон Кнорре

 



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *