Власть «бьет реформой» по николаевским селам — Александр Ясинский

07 октября 2015, 9:47

Читают: 0 Комментариев: 4 Рейтинг:  
 

В Украине началась административно-территориальная реформа. В результате ее проведения из привычных для нас названий административно-территориальных единиц – областей, районов, городов, поселков и сел – в употреблении останутся лишь районы. Впрочем, дело не ограничится лишь внедрением новых названий территориальных единиц. Коренным образом должно измениться не только административно-территориальное устройство государства, но и действующая система управления делами общества. Она, в частности, предусматривает максимальную децентрализацию власти, формирование территориальных общин на принципиально новой основе, передачу дополнительных полномочий местным органам власти. Как административно-территориальная реформа скажется на ситуации в сельской местности, об этом говорим с кандидатом в депутаты областного совета от «Оппозиционного блока» по 22 избирательному округу, депутатом Жовтневого районного совета Александром Ясинским.

– По какому принципу в соответствии с требованиями административно-территориальной реформы будут формироваться территориальные общины, и чем принципиально они будут отличаться от нынешних?

– Проведение административно-территориальной реформы ставит цель существенно повысить качество жизни населения, в том числе, сельского, путем формирования более крупных территориальных общин на основе добровольного объединения территорий, человеческих, финансовых, природных и других ресурсов нынешних территориальных общин сел, поселков и городов. Органы местного самоуправления должны иметь не декларативную, а реальную власть, реальные полномочия. Ведь еще в 1998 году Украина присоединилась к Европейской хартии местного самоуправления, предусматривающей организацию местного самоуправления на основе его повсеместности и субсидиарности.

Принцип повсеместности местного самоуправления означает, что оно должно охватывать всю территорию страны, а принцип субсидиарности гласит, что органы местного самоуправления территориальных общин (коммун и пр.) должны сами решать все вопросы местной жизни, за исключением тех, которые могут быть решены лишь на более высоких ступенях публичной власти – национальном, региональном или районном.

DSC08018

Пришло время для внедрения принципов этой Хартии и в жизнь нашего государства. Что для этого нужно, кроме законодательного закрепления упомянутых полномочий? Необходима концентрация финансовых и других ресурсов, которые сейчас рассеяны по селам и другим мелким населенным пунктам. Поэтому проект Закона Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины», который недавно был зарегистрирован Президентом Украины в Верховной Раде, предлагает придать территориальной общине другие черты. И создать «жизнеспособные территориальные общины».

По действующему украинскому законодательству, территориальными общинами являются общины села, поселка и города. И они распространяют свою власть, соответственно, лишь на территорию сел, поселков и городов. Это составляет около 4-5% всей территории Украины.

Вместе с тем, в европейских развитых странах в основу организации власти положен принцип повсеместности местного самоуправления. А основой местного самоуправления являются реальные властные полномочия общин. Из-за того, что в Украине такие принципы не внедрены, мы имеем много сложностей.

DSC08059

– Какими полномочиями административно-территориальная реформа будет наделять жизнеспособные территориальные общины, и как их реализация скажется на социально-экономическом развитии сельских территорий, на уровне и качестве жизни сельского населения?

– Действующая Конституция Украины предусматривает, что территориальная община – это совокупность граждан, проживающих на территории села, поселка или города. Теперь предлагается положить в основу этого понятия территорию с соответствующими человеческими и другими ресурсами.

По замыслу авторов реформы, жизнеспособные территориальные общины создаются путем добровольного объединения мелких территориальных общин сел, поселков и городов. Они будут наделяться полномочиями решать преимущественное большинство вопросов социального развития и жизнедеятельности граждан не только в пределах населенных пунктов, но и за их пределами. Функции местного самоуправления будут осуществлять советы новосозданных общин, которые будут действовать вместо сельских, поселковых и городских советов. На районном и региональном уровнях местного самоуправления будут действовать районные и региональные советы, которые в отличие от нынешних районных и областных советов будут создавать исполнительные комитеты для решения общих вопросов территориальных общин в пределах района и региона.

Вместе с тем, органы государственной власти существенно ограничиваются в решении вопросов жизнедеятельности территориальных общин. В частности, в рамках конституционной реформы будут ликвидированы районные и областные государственные администрации, как органы исполнительной власти, осуществляющие такую власть от имени государства. Их полномочия будут разделены между районными и региональными (поскольку области трансформируются в регионы) советами (их исполнительными комитетами), а также между советами жизнеспособных территориальных общин.

Также должна быть проведена ревизия налогового законодательства, чтобы часть налоговых поступлений направить в бюджеты территориальных общин для финансового обеспечения ими новых властных полномочий.

DSC08073

– Александр Николаевич, какое отношение к административно-территориальной реформе у «Оппозиционного Блока»?

«Оппозиционный блок», который я представляю, последовательно поддерживал и поддерживает идею децентрализации. Мы не отрицаем проведение децентрализации, а лишь выступаем с критикой механизма проведения реформы, который предлагает действующая коалиция. Большая часть полномочий должна быть передана не на уровень областей, а на уровень низовых громад — городских и районных. А главное должен быть соблюден один из принципов проведения реформы — добровольность в обьединении громад. Власть не должна навязывать громадам свой сценарий проведения административно-территориальной реформы.

– Как этот процесс проходит в Жовтневом районе?

Начну с того, что 8 апреля Кабмин принял Методику формирования самостоятельных территориальных общин, тем самым начав процесс децентрализации власти на местах. Данный документ фактически запустил процедуру реализации положений Закона Украины «О добровольном объединении территориальных общин».

Приблизительно в конце мая облгосадминистрация подала на рассмотрение областному совету проект перспективных планов формирования территорий общин, который был принят и потом утвержден Кабинетом Министров Украины. На сегодняшний день в районе 19 сельских и 2 поселковых совета. После обьединения район будет состоять из 4 территориальных общин.

Разработчики Закона утверждают, что он позволит сформировать состоятельные, самодостаточные территориальные общины, которые будут обладать соответствующими материальными, финансовыми ресурсами, территорией и объектами социальной инфраструктуры, необходимыми для эффективного выполнения возложенных на их органы местного самоуправления задач и функций. Однако, я считаю, что при этом окажутся «лишними» школы, больницы и другие не вписавшиеся в рынок учреждения. По моему мнению в Жовтневом районе при проведении реформы власть нарушила принцип добровольности и получила полное неприятие процесса. Все решения за жителей района приняли в РГА, а людей просто поставили перед фактом. Будет так, а не иначе.

DSC08081

Рабочей группой, созданной в Жовтневой РГА, без проведения широкой информационно-разъяснительной работы было принято решение о создании 4 территориальных общин. Здравые аргументы председателей сельских и поселковых советов районная власть слушать не захотела. После чего начались встречи с жителями населенных пунктов, где власть района, не жалея красок расхваливала предстоящие изменения, которые кроме негатива не вызывали никакой другой реакции. Да и какую реакцию ожидала власть от жителей села Украинка, которым предлагалось войти в общину с центром в Галициново, а не в Шевченково, которое гараздо ближе? Или, почему самодостаточные Прибугская и Лимановская громады, обладающие на сегодняшний день солидным финансовым ресурсом должны объединяться опять-таки, с Галициново, если они сами в состоянии содержать свои громады. Мнение простых жителей здесь вообще не учитывалось. Я общаюсь с избирателями и знаю их мнение: люди не воспринимают реформу. Они понимают, что укрупнение – это популизм, так как на самом деле ликвидация сельсовета может в будущем означать лишь одно – гибель самого села. Сегодня жителями маленьких сел являются преимущественно пенсионеры преклонного возраста – люди малообеспеченные, которые без помощи сельского председателя не в состоянии решить насущные проблемы. Страшно представить, какие перспективы ожидают жителей села после внедрения так называемой административно-территориальной реформы. Во-первых, укрупнение сел приведет к тому, что закроют школы, а учителя останутся без работы. Во-вторых, медицинские пункты в селах, которых и так не хватает, перестанут работать. Самое ужасное – это то, реформаторская шоковая терапия для села оставит без работы в районе тысячи граждан, а в целом по Украине – до 200 тысяч человек.

DSC07978

Мы не можем этого допустить. Тем более, что на протяжении 2010-2014 года значительные бюджетные средства из бюджета Жовтневого района выделялись именно на развитие сел. Были отремонтированы водопроводы, проведена газификация, восстанавливалось уличное освещение, ремонтировались дороги, улучшалась материально-техническая база школ, открывались детские сады и учреждения культуры. Наши села начали потихоньку расцветать, а люди чувствовать себя защищенными. Но нынешняя власть все разрушила и решила провести антинародную реформу. Например, я считаю, что содание общин будет о значать перераспределение финансовых потоков в пользу новых административных центров.Что будет развиваться только центр территориальной громады. А такие села, например, как Зоря, Новогригорьевка, Степная Долина вообще могут исчезнуть из карты района из-за отсутствия финансирования. Однако это совершенно не беспокоит нынешнюю районную власть. Поэтому это преступное «реформирование» необходимо остановить как можно быстрее. Да, реформы нужны, но реформы продуманные, взвешеные с четким экномическим обоснованием. Любая реформа должна быть направлена на улучшение, а не на уничтожение собственного народа. Людям безразлично, какой именно орган будет отвечать за предоставление им административных и социальных услуг – от образования до коммунального обслуживания. В конце концов, самое важное – чтобы качество и доступность этих услуг повысились.

Еще раз подчеркиваю, я не противник реформ. И готов помогать в их реализации. Но в данном случае приоритетным является мнение людей, жителей того или иного населенного пункта. Именно они сами, добровольно, вправе решать, какой будет их жизнь. Тем более, что это право им гарантировано Конституцией, которую никто не должен нарушать.

— Спасибо за интервью.

DSC08008

Мирослава Золотарева


Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментариев: 4

  1. Да за эту реформу всех судить надо. Тигипко — за пенсионную, а этих за развал сел. Интересно, кто будет ехать за справкой 40 км? Самих поотправлять в глушь, посмотрим, как запоют!

    • Аватар Валентина Ивановна

      согласна. это антинародная реформа, как и медицинская, и пенсионная. Мы то успели уйти на пенсию, а моим дочерям придется до 60 лет работать.

      • Аватар Василий Иванович

        мы получили, но копейки. разве можно выжить на эти копейки?

  2. Аватар YouWillNeverWalkAlone

    не только по николаевским, а по всем украинским селам: работы нет, молодежь выезжает в город, поэтому с демографической ситуацией далеко не все в порядке…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *