В Николаеве есть учитель, который учит по правилам, но умеет уступать ученикам

07 октября 2019, 9:56

Читают: 0 Комментариев: 1 Рейтинг:  
 

В Николаеве есть учительница зарубежной литературы, на уроках которой детям можно смеяться, плакать, смотреть видео, слушать аудио записи, а иногда и услышать острое словцо «со словаря Даля». И несмотря на это, ее ученики увлеченно читают, а заканчивая 11 класс знают литературное  наследие больше, чем некоторые студенты-филологи.

Ирина Николаевна Галушко — учительница зарубежной литературы Николаевской ООШ № 57 имени Т.Г.Шевченко своих учеников угощает пирожными, устраивает совместные пикники на природе, играет в школьном самодеятельном театре, танцует на школьной дискотеке, читает наизусть Байрона, поет раптивки. Ученики просто обожают ее! И, несмотря на невероятную демократичность, когда идет урок, в классе всегда царит полная дисциплина.

Интеллигентная, изящная, с красивыми манерами. Даже одежда подчеркивает ее внутреннюю эстетическую изысканность. Всей своей аурой, как магией, очаровывает собеседника, с первых минут знакомства.

Ирины Галушко — учитель нового поколения, педагог-новатор, на счету у которого целый ряд образцовых разработок нестандартных уроков зарубежной литературы. С ней знакомы практически все учителя зарубежной литературы Николаева. Своим опытом искренне делится с коллегами: проводит мастер-классы, учебно-методические семинары, входит в группу педагогов под руководством директора ОИППО Шуляра В.И. по дидактическому сопровождению уроков зарубежной литературы по программе Новой украинской школы.

По случаю Дня учителя Ирина Галушко поделилась размышлениями об учительской профессии, которую считает своей судьбой:

— Ирина Николаевна, насколько в школьной программе важен предмет зарубежная литература, и любят ли дети читать?

— Предмет очень важен. Через героев произведения, анализ их поведения ребенок формируется в сильную, независимую, целостную личность. Он способен самостоятельно анализировать свои поступки, брать на себя ответственность. Иногда дети сами предлагают тему урока, и учитель, который хочет поощрить их к чтению, всегда должен быть готов эту инициативу воплотить. В то же время, некоторые дети приходят в школу не только учиться, но и за теплом, потому что его в семье их не понимают, родители ссорятся при детях. Когда мы писали сочинение, я обратила внимание, что мальчик из 9 класса подстриженный наголо. Я спросила, почему он это сделал, но он промолчал. А потом в произведении написал, как сильно переживает, что развелись его родители, и это такой протест. Конечно, такая нестандартная ситуация не была темой произведения. Но я заметила, что когда ученик писал в тетради, — исчезла тень на его лицо. Он доверился мне, и ему стало легче. После уроков мы пообщались, так сказать, тет-а-тет … И хотя это было «не по правилам», я сказала ему, что за твою искренность — заслуживаешь высшего балла. Даже учитель, который учит «по правилам», должен уметь уступить ради блага своего ученика.

— Ваши уроки нестандартные. Чем они начинается, и чем заканчивается?

— У меня каждая тема завершается открытым финалом. И как интрига, на наиболее интересном месте оставляю то, что ученики должны дочитать самостоятельно. Чтобы ребенок сам захотел читать. Дети очень любознательны. Любознательность, интрига — их естественное состояние. Это поколение, которое информацию хочет воспринимать коротко и в виде смс. Но прежде всего, учителю самому нужно много читать. В художественную литературу можно легко «заманивать» детей с любыми наклонностями, если сможешь на уроке поделиться с ними чем-то особенным. Какого бы писателя мы не изучали, я всегда готова рассказать что-то «сверх программы», дополнительную информацию. В их глазах удивление. Спрашивают, как вы можете так много запоминать. А я отвечаю, что просто много читаю. Говорю, и вам это под силу, просто надо тренировать память, тогда сможете усваивать самую объемную информацию! Я современный учитель, так меня оценивают коллеги, — но, несмотря на это, я работаю по классическому плану. Должна быть тема урока, цель урока. И это правильно! Учитель должен понимать, чего он хочет от урока, а не сухо передавать материал.

— Насколько сегодня качественная школьная программа по зарубежной литературе? Что в ней лишнее?

— Специалисты, составляющие программу для нашего предмета, должны учитывать, что сейчас другие дети, их кругозор более широк. Единственное с чем согласиться не могу, так это то, что изъяли произведение Шолохова «Судьба человека». А такие произведения должны быть. Я стараюсь поощрять их изучение во внеклассное время. Они воспитывают сочувствие, отзывчивость, человечность. Я очень люблю Анну Ахматову. Поэтому для меня 1 час, которым нас ограничивает программа, — очень мало. Когда мы с учениками изучаем ее творчество, я трачу дополнительное время. По стандарту пишу конспект — хоть сейчас этого уже не требуют. Большие талмуды. Иногда доклеивают листочки. Конспект урока нужен учителю зарубежной литературы. Несмотря на то, что это урок творчества, — необходима определенная структура. Детям так легче воспринимать.

— Вы выбрали профессию учителя сознательно?

— Да. Я не могу объяснить, откуда пришло это осознание, но еще учась в школе, я уже видела себя учителем. Мне казалось, что у меня сердце бы остановилось сердце, если бы сразу после школы я не поступила в университет имени В. Сухомлинского. В школе № 53, где я училась, моей учительницей украинского языка была Маргарита Моисеева. В ее уроки все влюблялись. А став студенткой, я каждый год приходила в ООШ № 57 на практику — в  первую в моей трудовой жизни школу, где и сечас работаю. Я практически сразу после школы вышла замуж, и уже жила на Намыве. Еще на первом курсе у нас родилась ребенок. Мы с мужем ровесники, но как-то так ярко складывались наши отношения, что уже с первых дней нашого знакомства мы не могли друг без друга. Я состоялась как учитель, как мать, как жена, — потому что встретила дорогого моему сердцу человека. Наше знакомство состоялось летом. Я тогда  сдала документы в педуниверситет, и поехала отдохнуть к бабушке. Сразу после короткой дружбы пришло это бурное чувство, мы поженились. Нас поняли и поддержали родители, приобрели на Намыве квартиру. Когда мы изучаем произведения на тему любви, отношений и гражданского долга, дети иногда у меня спрашивают о любви в моей жизни. Мол, это такое же чувство, как у главных героев нашего произведения? И я спокойно воспринимаю такие вопросы, отвечаю честно. С детьми всегда нужно быть честным. Ведь они видят учителя и вне школы, когда мы общаемся с коллегами, отвечаем по телефону, листают наши посты в соцсетях. Поэтому я и не скрываю своей личной жизни, если меня об этом спросят. Отвечаю откровенно. Говорю, если любовь настоящая, она никогда не помешает ни карьере, ни большим делам. Наоборот, будет стимулировать чего-то достичь, — именно так, как произошло в моей жизни. А вот в моей профессиональной судьбы сыграли свою роль три наставники. Это Татьяна Блакитная, в то время директор 57-й школы, по специальности учитель украинского языка и литературы. Светлана Сушко, преподаватель зарубежной литературы и Светлана Ципко. Я приходила к ним на уроки, училась. Благодарна, что в 2000 году Татьяна Ивановна поверила мне, и я молодым специалистом попала в лучшую школу Николаева. Это действительно школа-семья, дружный коллектив. Диплом позволяет мне работать учителем украинского языка и литературы, учителем зарубежной литературы, а также психологом в школе. Этот тандем полезен. У меня никогда не было проблем даже с так называемыми «педагогически трудными детьми». Хотя, таких детей не существует. Если ребенку нравится учитель, он полюбит и его предмет.

— Выпускники, у которых Вы были классным руководителем, даже после школы сохраняют с Вами теплые отношения. Наверное везет на лучших учеников?

— Каждый раз, когда я расстаюсь со своим выпускным классом, я еще долго переживаю. Как будто что-то отрываю от сердца. И каждый раз — слезы. Я настолько привыкаю к ​​ним, знаю каждого привычки, наклонности и характер, знаю ситуацию в семье, — что воспринимаю как своих родных. Знаю, где кто сейчас учится, кто женился, кто получил повышение на работе.  Звоню, или назначаю встречу, если узнаю, что у кого-то возникли проблемы. Мне впервые дали классное руководство уже в первый год работы. Это были гипер-активные пятиклассники, с которыми до 11 класса возникали нестандартные ситуации. Были ученики из неполных семей, нередко без родительского внимания, а если и их родители проживали совместно, то выпивали, не работали. Детям просто нужна была поддержка и любовь. Из-за их шалости вне школы меня вызвали в правоохранительные органы, я искала своих учеников по Намыву, потому что некоторые прогуливал школу. Зато теперь мы всегда с радостью встречаемся, они благодарят. Имели место различные нестандартные ситуации, но я всегда становилась на сторону ребенка. Иногда могла достаточно строго общаться со школьниками- нарушителями, даже «под словечко со словаря Даля», но я всегда считаюсь с тем, что это — ребенок, и большинство своих выходок она делает неосознанно. На то мы, взрослые, чтобы разъяснить, что хорошо, а что плохо. Дети не рождаются плохими людьми, ими становятся некоторые взрослые, если в их детстве было мало любви от родителей и мудрости от учителей. Сейчас по этому поводу нахожу полную поддержку у своего родительского комитета.

— Коллеги говорят, что Ваши ученики много читают вне школьной программы. Как Вам это удается?

— На этот вопрос уместно процитировать Рэя Брэдбери: «Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например — не читать их », — из его произведения« 451 градус по Фаренгейту». Именно в детстве надо привить любовь к чтению. Для этого работаем на моих уроках нестандартно. От произведения можем смеяться, можем плакать, можем просматривать видео какого-то отрывка, слушать аудио записи — те, которые дают ребенку понимание, что читать — это важно. Произведения помогают жить в этом мире, адаптироваться к самостоятельной жизни. Для меня также важно, чтобы произведения зарубежных писателей дети читали по лучшим украиноязычными переводами. Чтобы они понимали богатство украинского языка. Иногда я цитирую язык оригинала, и на уроке ставлю задачу попытаться перевести самим. На уроке в 10 классе, когда мы изучали творчество Федора Тютчева, включила видео — отрывок из кинофильма «Бриллиантовая рука», продолжительностью до одной минуты, когда Папанов поет «Я встретил вас и все былое». Сначала немного они посмеялись, и когда я их попросила повторить эту фразу, и ответить, почему герой цитирует именно этот отрывок, — завязалась живая беседа. Учитель должен найти различные способы, как заинтересовать учеников к художественному чтению. Далее мы много говорили о любви в творчестве Тютчева. Спросила, а вы верите, что  бывают такие чувства, когда хочется писать стихи? И я рассказала им о его первой любви в 14 лет, о его жене, о его последней любви в 57 лет, — когда его третьей жене было 24. Мы цитировали стихи, которые он тогда писал, воспевая прекрасное и величественное. В классе царила тишина.

— Какой, на Ваш взгляд, образ современного учителя?

— Конечно это не человек женского пола с шишечкой на голове и только с книгой в руках. Учитель живет полноценной жизнью. И я всегда отвечаю честно, если спрашивают дети, как я провела выходные, что могу выпить фужер вина за праздничным столом, отвечаю какие у меня отношения в семье, с коллегами. Чтобы они видели, что в реальной жизни мой предмет, мои знания помогают мне. Благодаря своей любимой профессии, я живу полноценной жизнью. Я состоялась как личность, могу радоваться, получать удовольствие и от работы, и от жизни.

— Каково Ваше настоящее в семье, вне школы?

— Я счастлива, что имею любимую работу, хорошую семью. Моя семья тепла и дружная. Семья, это то самое важное, что дает нам крылья. Меня всегда понимает и поддерживает супруг, и поэтому я полностью отдаюсь своей профессии, школе, которые являются одновременно и моим хобби. Дочь взрослая, уже замужем, ей 22 года, уже сама стала матерью. У меня с ней очень дружеские отношения. Мы как подруги, которые понимают и поддерживают друг друга. Дочь по профессии прокурор, с отличием получила диплом о высшем образовании. Не знаю, почему она выбрала именно эту профессию. Так же как в моей семье не было учителей, так и до нее — не было у нас прокуроров. Возможно, потому что по характеру она щепетильная, у нее все в идеальном порядке. Это позволяет одновременно держать в поле зрения большой объем информации. Я хочу каждом пожелать не гнаться за миражами. Желаю, чтобы каждый нашел свое любимое дело, нашел себя, был на своем месте, где ему комфортно. Может это дом, или это работа, у кого-то может что-то другое, или все вместе взятое. Желаю, чтобы каждый был счастлив. Ведь, как сказал Иван Тургенев в романе «Ася», «У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошлого, не думает о будущем; у него есть настоящее — и то не день, а мгновение».


Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментариев: 1

  1. Аватар Неравнодушный

    (((Какая хорошая статья и….нелепые орфографические ошибки…Аж обидно.Можно было бы показать текст этому преподавателю для правки, что ли…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *