Николаевский русдрам: на сцене и за кулисами

14 сентября 2016, 7:46

Читают: 0 Комментариев: 4 Рейтинг:  
 

В гостях у редакции «Николаевских известий» — художественный руководитель Николаевского Академического Художественного русского драматического театра, заслуженный деятель искусств Украины, кавалер ордена «За заслуги» III степени Николай Антонович Кравченко.

За время руководства Николая Антоновича, любимый всеми николаевцами русдрам, не только получил статус академического, но и значительно поднял культурный имидж Николаевщины в Украине и за рубежом.

Кравченко является основателем первого и единственного театрального фестиваля в Николаеве «HomoLudens», который традиционно ежегодно собирает разные коллективы со всей Украины. В этом году его уникальная постановка по пьесе Шварца «Дракон» покорила привередливых столичных и одесских зрителей.

— Николай Антонович, год назад мы с Вами говорили о театре, человеке, любви и войне. Сегодня хотелось бы поговорить о Вас. Почему театр?

— Это самый трудный вопрос, потому что о чем-то или о ком-то рассуждать гораздо проще. Говорят, когда мы рождаемся, где-то сверху определяется наша жизнь, наша судьба, наш характер. Скорее всего, это судьба. Я не могу сказать, что у меня родители работали в театре, и я вырос за кулисами. Отнюдь, нет: я не вырос за кулисами. Просто было стремление, поэтому будем считать, что это судьба. Вряд ли я смогу аргументированно объяснить, почему так.

— Вы много лет являетесь руководителем театра. Но, наверное, в первую очередь, Николай Кравченко – это актер, режиссер. Как организаторская, административная деятельность влияет на творчество: положительно или наоборот? Как удается совмещать?

— Безусловно, это очень сложно. Самое обидное для меня то, что административная работа занимает очень много времени и очень сильно отвлекает от творчества. Ежедневно приходя на работу, я вынужден решать какие-то административные задачи, а для творчества нужно сесть и абстрагироваться от всего, надо все почувствовать. В этом тяжесть. Иногда сетую на жизнь, думая, что могло быть по-другому, лучше, но подумав, говорю: я люблю свою работу, люблю в том виде, в котором она есть сегодня. Изредка мне удается вырваться из цепи административной работы и поставить спектакль или сыграть роль.

Театр – это не работа, это стиль жизни. Я бываю в театре до 11 часов вечера, иногда и до 2 ночи.  Ни для меня, ни для моей семьи в этом нет ничего необычного. Это нормально. Такого, чтобы я приходил в 8 и уходил в 17:00, выходные были выходными, а праздники – праздниками, не бывает. У меня накопилось неиспользованных отпусков, примерно полгода.

Думая о том, что что-то не так, я все равно понимаю, что не могу представить себя на каком-то другом месте. Поэтому я должен благодарить судьбу, что она определила меня именно в театр.

— Вы когда-то говорили, что в наше время театр подстроился, скажем так, под обывателя. Часто нужно ставить что-то «легкое», для разрядки, ведь человек, приходя в театр, хочет отдохнуть. В то же время, даже в такие пьесы необходимо вплетать острые вопросы, давать пищу для ума. Как формируется направление, репертуарная политика русдрама?

— Для каждого театра это основная проблема: каким же образом выстроить репертуар, чтобы мы могли дать пищу для любого зрителя, который к нам приходит. Хотя есть один вид театра, называемый «авторским», в котором режиссер приучает определенных зрителей к своей эстетике, к своему пониманию театра, манере актерской игры. Но, если мы говорим о репертуарном театре, то разноплановость в подборе репертуара это основной принцип работы.

В Николаеве есть разные люди с разными вкусами и потребностями. Кто-то хочет смотреть Островского, кто-то Шекспира, кто-то Булгакова. А есть очень большое количество людей, которые хотят посмотреть что-то приятное, не сильно напрягающее. Приходится ставить и такие спектакли. Репертуар должен быть сбалансирован. Есть спектакли, которые я поставил, но о которых обычно не упоминаю. Они не являются для меня чем-то таким, чем бы я мог гордиться. Лет 5 назад мне пришлось ставить легкую комедию «6 блюд из одной курицы». Я думал, что мы отработаем 5,6,10 спектаклей и спишем его. Он идет уже пять лет на аншлагах, зрители в восторге. Хотя с точки зрения театральной критики этот спектакль достаточно упрощен в средствах выразительности и образности.

Над «Драконом» я работал три года, делал адаптацию к нашему театру из пьесы Шварца и сценария Горина. Постановка была достаточно проблемная: долго собирался материал, долгим был поиск формы. К счастью, это получилось. На гастролях в Киеве и Одессе нам нужно было изменить сознание многих людей и доказать, что Николаев – это не только большая железнодорожная станция, город, в котором не только бьют морды и сжигают людей. Нужно было показать, что у нас существуют и другие формы жизни, которыми можно гордиться. И все-таки мы это сделали. Зрители оценили то, что мы им показали и на втором спектакле уже был «переаншлаг».

Многие не могут простить нам этого, особенно некоторые чиновники. Сейчас проходит конкурс на замещение должности художественного руководителя театра. В комиссии будет три представителя управления культуры. Я знаю, что они будут голосовать против меня, потому что не могут простить мне успеха театра. Если бы я ходил и лизал руки, выполнял то, что они желают, я был бы хороший и уже наверняка получил бы звание народного артиста. А если я говорю, что они мерзавцы, которые разрушают  театр и культуру в целом, то естественно они все делают для того чтобы меня уничтожить. Но так было всегда, и я не являюсь исключением, когда каток чиновничьих негодований проходит по какому-то человеку.

Однозначно могу сказать, что последний закон о проведении конкурса в учреждениях коммунальной собственности  разрушит все, что есть в театрах Украины. Посмотрите на состав комиссии. Общественники, которые принимают в этом участие, знают ли они, что такое театр вообще, знают ли состояние вещей в театре сегодня, состояние труппы, технические возможности, материальное положение? Нет. Каким образом, принимая решение, они будут отвечать за его последствия?

Но самое главное, что в начале октября театр должен проводить 10-й фестиваль «HomoLudens», посвященный 160-летию со дня рождения Ивана Франко, а управление культуры тормозит его организацию: они не подписывают приказ, не подписывают положение, я не могу отнести это в юстицию и получить финансовую поддержку от облгосадминистрации.

— Каков сегодняшний зритель? Чем отличается николаевская и киевская публика?

— В Киеве зрители, конечно, по-особому воспринимают театральное искусство. Столица – сосредоточие культурной жизни. К ним приезжают много коллективов, разные спектакли, разные театры. Было опасно, можно было достаточно сильно получить по затылку и это было бы катастрофой. Столичного зрителя трудно переубедить в том, что творческая жизнь есть и вне столицы, ведь он приходит изначально скептически настроенным. Но наш театр смог доказать, что для творчества понятие «провинция» — относительное.

В Николаеве свой зритель, постоянная публика, которая любит наш театр в комплексе: они любят и это здание, и  атмосферу театра, знают актеров, следят за их творчеством.

DSC_2141

— Давайте поговорим об Николае Кравченко как о человеке? Приоткройте завесу своей личной жизни. Семья, увлечения?

— Если вы будете спрашивать у людей, которые работают в театре, какое у них хобби, они скажут – театр. Но у меня есть и другие увлечения. Я люблю рыбалку. Этим летом впервые за долгое время мне удалось несколько раз выбраться на рыбалку. Люблю кататься на лыжах, хотя материальные трудности не всегда это позволяют. Зарплата у нас не самая высокая. А вот когда возникает вопрос, куда ее девать… У меня большая семья: четверо детей, четверо внуков, и для каждого хочется сделать что-нибудь приятное. И если говорить о самом большом моем достижении – это моя семья. Я очень люблю своих детей, внуков. Хотя не часто мне удается с ними общаться: сын с внуками живет в Киеве. Одна дочь живет в Днепре. Две дочки – в Лос Анджелесе. Слава Богу, есть современные средства коммуникации, скайп. Я считаю, что Бог был милостив ко мне, дав таких хороших детей, которые состоялись, как личности, в душе которых есть понимание совести, чести, достоинства, они являются грамотными специалистами.

— Кто-то по стопам отца пошел?

— Да. Не всех я смог оградить от этого. Самая младшая дочь пошла по моим стопам и сейчас учится в Калифорнийском университете на театральном факультете. Я долго ее отговаривал, хотел, чтобы она получила более предсказуемую профессию, которая дала бы возможность безбедно существовать и не думать о том, что будет завтра.

Театр не дает таких гарантий: сегодня ты отыграл роль, пускай хорошую, даже гениальную. А через месяц спектакль сняли. Такое бывает. А дальше что? Он должен получить новую роль. Женщин в театре в разы больше, чем мужчин. Это трудно. Но дочь, к сожалению, а может быть и к счастью, так захотела.

Я же хотел, чтобы у нее была спокойная жизнь, чтобы ребенку было комфортно. А в театре не бывает комфортно, это котел, который постоянно кипит.

Николая Кравченко можно любить и можно не любить, однако его заслуги перед театром, перед культурной жизнью Николаева, невозможно переоценить. «Он не пропадет, пропадем мы без него» — так говорит его коллектив.

Нам же хочется, чтобы театр шёл отдельно от политики, чтобы управленческие склоки не разрушили достояние нашего города, которое сотрудники русдрама собирали и преумножали по крупицам. Достояние, которое Кравченко и его коллектив вывели на совершенно новый уровень, сделав наш театр узнаваемым по всей Украине и за ее пределами.

 


Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментариев: 4

  1. дочь в Калифорнийском универе… бедный…честнй директор задрипаного провинциального театрика…

    • насколько я знаю, это не благодаря ему, а благодаря старшей сестре. у нее когда-то получилось уехать, и малую потом забрала, когда та еще в школе училась

    • Ольга

      Много яда в твоём жале….Выпускай его на свою маму!…

  2. Валентина

    Николой Антонович вы ошибаетесь у вас не 4 детей а 5 вы не знаете что в Москве у вас есть дочь и 3 внучки.Спасибо вам за дочь.Ей уже 39 лет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *