Одесской киностудии исполнилось сто лет: от ее фильмов в СССР падала преступность

27 мая 2019, 21:02

Читают: 0 Комментариев: 0 Рейтинг:  
 

Одессу можно назвать культурной столицей Украины просто за то, что здесь находится Альма матерь кинематографа — Одесская киностудия. 24 мая ей исполнилось сто лет. Жителям города устроили невероятный праздник, приоткрыв занавес киностудии. «КП» в Украине» выпала возможность побывать по ту сторону экрана и ознакомиться со съемочным процессом изнутри.

«Талант — это ненормальность. Он не обычное явление, поэтому порой и непонятное для масс»

Среди множества людей, связанных с киноиндустрией первым мы встретили режиссера и сценариста Геннадия Тарасулю, работавшего в свое время с легендарной Кирой Муратовой. Он рассказал «КП» в Украине» о том, что мышление одаренных людей не воспринимают «массы», поэтому случается часто так, что по настоящему хорошие фильмы зритель не воспринимает.

— Геннадий, как Вы считаете, чем же все-таки отличается съемочный процесс во времена Вашей деятельности и сейчас?

— Вопрос понятный, но довольно таки сложный. Если брать время советское, то такие прекрасные режиссеры, как Кира, ставили перед собой только одну цель «пройти через все преграды», но при этом не изменить ни одного кадра, не изменить своих чувств и пронести ту начальную мысль от начала до конца. Сам стиль съемки был медленным. Таковой была аппаратура. Я считаю, что благодаря этой «неспешности» была возможность проявить больше творчества и войти в этот процесс созидания. Современное кино заведомо покадрово метрично, ритм — это природно естественное состояние в музыке, к примеру. В съемочном же процессе он искусственный.  Сейчас 100 метров снимают за день-два, а тогда могли потратить на них неделю. В то время художник имел возможность быть самим собой больше, чем сейчас.

— Украинцы пытаются создавать фильмы, равняясь на американскую киноиндустрию, но результаты таких работ радуют не всегда. Почему так получается?

— Все дело именно в том, что мы пытаемся быть на кого-то похожими, забывая о нашей настоящей сущности. Что было бы, если бы Цветаева старалась писать в стиле Пастернака? Она бы не стала известна, потому что ее стержень потерялся бы. В Америке есть хороший фильмы, но там заведомо заранее рассчитывать реакцию зрителя. В истинном искусстве такого расчета нет.

— Режиссерами рождаются или ими становятся?

— Могу сказать, что талант в режиссере должен быть самим собой. А вот как его использовать — другой вопрос. Кто-то может снять рваный кадр, а кто-то снимет минутное видео, где актер просто стоит и смотрит в камеру. И что из этого будет лучшим — не понятно. Вы испытаете разные чувства, смотря оба кадра.

— Бывает так, что команда сняла крутой фильм, который оценили профессионалы. А вот зритель его забраковал, сказав, что он неинтересный и скучный. Это люди изменились?

— Нет. Так было всегда. «Массовый человек» — примитивен. Снимая фильм не нужно ставить перед собой цель, чтобы картина понравилась миллионам. Да, есть такое кино, которое создается для «масс», как «Д’артаньян и три мушкетёра». Это вечные фильмы, их будут смотреть еще и еще. Настоящее искусство, зачастую, не понятно многим людям. Все потому, что талант — это ненормальность. Он помогает создавать вещи, отличающиеся от обычных. Поэтому так и получается, что иногда хорошие вещи не воспринимают «массы» — это норма.

Геннадий Тарасуля на торжестве получил награду «Легенда Одесской киностудии». Фото: пресс-служба киностудии.

«В то время, когда транслировались фильмы Одесской киностудии, преступность в СССР падала»

Шагая по дорогам киностудии, можно было увидеть много тематических фотозон и настоящих одесситов парней и девушек, играющих в настольные игры. Беретик, подтяжечки и одесский говор — «шо еще сказать?».

Торжественная часть состоялось в легендарном арт-павильоне, который назван на честь артистки немого кино Веры Холодной. Мероприятие вел известный телеведущий Юрий Горбунов.

Легендарный арт-павильон имени Веры Холодной. Фото: пресс-служба киностудии.

— Можно долго перечислять фильмы, которые снимались здесь. «Место встречи изменить нельзя», «Д’артаньян и три мушкетера» «Дети капитана Гранта», «Приключения Капитана Немо», «Полевой роман» и т.д. На этих картинах выросло не одно поколение. Рождение кинематографа напрямую связано с Одессой. Именно здесь в 1893 году Иосиф Тимченко придумал и запатентовал первый съёмочный аппарат. Сегодня можно с уверенностью сказать, что мы с вами — часть истории, — сказал Горбунов.

В видео, которое презентовала Одесская киностудия на торжестве, сотрудники рассказали, что один из съемочных павильонов сделан теми же людьми, что делали конструкции для Эйфелевой башни. В середине локации стояла декорация, которую можно было поворачивать за солнцем, дабы увеличивать время съемочной смены.

— Впервые я снялась голой именно на Одесской киностудии в фильме «Голос страны» Натальи Мотузко. Камера медленно спускалась и рассматривала все части тела «молодой куклы». Года прошли и сегодня есть на что посмотреть, — улыбаясь рассказала актриса Ольга Сумская в видео.

Костюмер киностудии призналась, что однажды один из нарядом из фильма «Д’артаньян и три мушкетёра» им предложили 11 тысяч долларов. Но женщина заверила, что они никогда ничего не продавали и продавать не будет.

— Когда на экране появлялся кораблик и звучала рында (звук колокола — авт.), то все знали, что сейчас начнется интересный фильм. Невероятно, но во времена СССР в те дни, когда картины транслировались на телеэкранах падала преступность. Все бежали смотреть наши фильмы. В 1991 году кинематограф распался. После о производстве своего кино никто и мечтать не мог, — говорится в видео.

Наступил 1991 год кинематограф распался. Когда вернулась через 25 лет я плакала, весь вечер плакала. О производстве своего кино никто и мечтать не мог.

— Мы планируем возобновить свои позиции в кино. За прошлые два года в более 20-ти проектов, половина из них международные. Сегодня киностудия работает, но для нас важно создавать и собственный продукт. Сейчас снимает исторический фильм «Память солнца», используя современные технологии. Мы создадим киноцентр и со временем Одесская киностудия превратится в медиа город, — заявил директор Одесской киностудии Андрей Осипов.

Во время официальной части всех работников киностудии наградили почетными грамотами. В частности, старожилам вручили награду «Легенда Одесской киностудии». Среди них и кинорежиссер Геннадий Тарасуля, который с 60-х годов работает здесь. Также именно он удостоился чести получить аналогичную грамоту, которой посмертно наградили легендарную Киру Муратову.

— Как она бы смеялась, если бы сейчас была с нами. Знаете, на съемочной площадке Кира смеялась, если актер сыграл прекрасно. Шо я вам скажу? Эта дорога начиналась от Александра Довженко, построившего великий, удивительный киносад и снявший первую свою великую картину здесь под названием «Звенигора». А завершился этот путь гениальной Кирой Муратовой. Между ними стоят светлые души, которые и есть столетием Одесской первой в мире киностудии, — отметил Тарасуля.

Министр культуры Евгений Нищук заявил, что они выделили деньги и оглашает всеукраинский конкурс короткометражных картин «Короткие встречи» имени режиссера Киры Муратовой. Первый фестиваль состоится 5 ноября этого года, в день рождения легенды. Победители конкурса получат возможность снять свои кинопроекты на Одесской киностудии.

На мероприятии также присутствовали и другие чиновники: помощник президента Украины Сергей Шефир, министр иностранных дел Павел Климкин, мэр Одессы Геннадий Труханов, генеральный директор киевской киностудии им. Довженко Олесь Янчук и другие.

В начале и конце мероприятия для публики выступил одесский коллектив «Duke Time». Они перепели всем известные песни про Одессу и современные хиты Олега Винника, Монатика, группы Kazka, Макса Барских и других. После все гости за бокалом вина могли пообщаться и отдохнуть на территории киностудии.

Коллектив «Duke Time» поразил гостей вокалом и интересными каверами. Фото: пресс-служба киностудии.

КСТАТИ

Перед самим торжеством министр культуры Украины Евгений Нищук и глава Одесской киностудии Андрей Осипов открыли мемориальную доску, с именами режиссеров, потерпели репрессий: Леся Курбаса, Александра Довженко и других.

— Это доска памяти для тех, кто относился к свободной, творческой и культурной интеллигенции. В разные времена, 20-е и годы Второй мировой войны, их преследовали. Нужно вспомнить о том, что в это время наш коллега Олег Сенцов находится в Кремле. Он находится вне воли за то, что хотел свободно творить, думать и жить на родной земле, подчеркнул Нищук.


Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *