Почему Новобугский район все еще остается «белым пятном»: ученые «Могилянки» пошли на эксперимент

29 июня 2016, 10:00

Читают: 0 Комментариев: 1 Рейтинг:  
 

В Новобугском районе обсудили процесс формирования способных территориальных общин с научной точки зрения. Эксперимент или вынужденная мера, когда ученых привлекают стать арбитрами в позициях власти и общин? Этот район, как и Вознесенский, до сих пор остается «белым пятном» в Перспективном плане Николаевской области.

Год назад в Новобугском районе не согласились принять объединения по принципу «1 район — 1 община», но и не смогли довести свой вариант. Местная инициатива заключалась в желании подробить один пазл — Новобугскую объединенную территориальную общину на три — Софиевскую, Новополтавскую, Новобугскую городскую общину. Комиссия облгосадминистрации, которая рассматривала данное предложение, привела аргументы, что такие формирования не могут быть способны, поскольку они не соответствуют многим критериям, предусмотренными Методикой определения финансовой способности.

Для чего нужно считаться с принципом способности?

P1000659

Процесс до сих пор стоит на тормозах. С жителями Новобугского района неоднократно общался Офис реформ, консультируя, почему для этой территории приемлема именно формула «1 район – 1 громада». Основной целью реформы местного самоуправления является передача широкого круга полномочий от назначенных к избранным органам власти, а вместе с этим, передача их с уровня центральной власти на уровень максимально приближенных к потребителю услуг – то есть гражданина и общины. Для того чтобы такая передача полномочий была возможной, нужно создать такое первичное территориальное объединение, которое будет способным исполнять все положенные на него обязательства и оказывать качественные услуги населению. Во главу необходимо ставить не принцип симпатий к коллеге – сельскому голове, с громадой которого возникло желание объединяться, или какие-то свои корпоративные интересы, например, подольше удержаться в кресле сельского головы, мотивирую это благими намерениями — борьбой за родное село и сельсовет в селе. Только качественное, эффективное территориальное объединение обеспечит общине успех и благополучие.

За прошедший год создались мифы и спекуляции. В одном случае – из-за непонимания населением сути децентрализации в виду недостаточной информационно-консультационной работы со стороны исолнительной власти, низкой правовой осведомленности, в другом – сознательной анти-агитации со стороны определенной группы далеко не бедных людей, владеющих на территории сельских советов землями, недрами, прудами, гранитными карьерами. Им не выгодно чтобы что-то менялось. Им и так хорошо живется. Особенно «срабатывает», когда говорят, что с закрытием сельсоветов пенсионерам придется ехать за элементарной справкой «в район» (административно-территориальный центр ОТО).

На самом деле, реформа – это перемена всей системы, нацеленная на более совершенную модель административно-территориального устройства. Села не окажуться в роли беспризорника, как это пытаются навязать людям. Объеденив территории и ресурсы мощная община сможет прозрачно планировать собственное развитие, ставить и выполнять стратегические задачи, самостоятельно привлекать инвестиции, без бюрократической волокиты получать адмныстративные и социальные услуги.

В селах появятся старосты с немалыми полномочиями. Для этого у старосты предполагается печать. Единственное – у него не будет исполнительного аппарата. Должность старосты выборная. Он становится членом исполнительного комитета совета объединенной территориальной общины. Староста будет помогать в оформлении регистрации ребенка, бракосочетания, смерти, содействовать в вопросах, связанных с землевладением, выдавать справки на домовладения, сельхозпродукцию, об уходе за ребенком и другие вопросы.

Обращаю внимание, Закон «О добровольном объединении территориальных общин» предусматривает не само по себе объединение ради увеличения территории существующих сельских советов, а их финансовую независимость, способность.

Такие общины наделяются полномочиями городов областного значения с возможностью получать все необходимые финансовые ресурсы (статья 64 Бюджетного Кодекса Украины), они переходят на прямые межбюджетные отношения с Государственным бюджетом Украины и могут получать дотации и субвенции непосредственно, а не через районный бюджет. Местные налоги и сборы будут существеннее – это и 60% налога на доходы физических лиц, налог на имущество, доля акцизного сбора, экологический налог, рентная плата. Ведь необходимо будет самостоятельно содержать исполнительный аппарат, обеспечивать работу всех основных социальных и государственных служб, предоставлять доступ к качественному образованию и медицине независимо от места проживания человека.

Мнения до сих пор разделены, хотя все хорошо понимают, что время идет, а неопределенность играет не в пользу жителям района. Понятно, что нужно искать консенсус. Какая-то доля людей и сейчас адресует упреки специалистам облгосадминистрации, которые проводили расчеты и принимали выводы, во властных амбициях и нежелании услышать их голос. Другая – с пониманием отнеслась к важным аргументам, и поддерживает объединение по принципу «1 район — 1 община».

Владимир Емельянов говорит, он ни от кого не зависит, ему важно было просто разобраться…

P1000655

Директор Института государственного управления Черноморского национального университета имени П. Могилы, доктор наук по государственному управлению, профессор, государственный служащий 1 ранга, народный депутат 2 созыва Верховной Рады Украины Владимир Емельянов посвятил теме реформ в Украине не одну научную статью. Особый резонанс имела публикация в газете «Вечерний Николаев» за 19 августа 2014 года «Конституция Украины: какой ей быть?». В ней он назвал законопроект Президента Украины Петра Порошенко «О внесении изменений в Конституцию Украины» важным комплексом конституционных изменений, которые могут оцениваться обществом как позитивный шаг на пути комплексных реформ в Украине. И в то же время, отметил, что конституционная реформа должна, прежде всего, соответствовать критериям прозрачности, публичности, соответствовать природе Конституции как документа, закрепляющий общественный договор. Четко указал, какую работу безотлагательно необходимо провести, чтобы не тормозить реформы. Как человек с известным именем в вопросах построения государственного управления, дорожит собственным мнением политика, репутацией известного ученого. Говорит, что Новобугский гордиев узел у него вызвал чисто спортивный интерес, желание разобраться, на чьей стороне истина. И если выводы облгосадминистрации действительно неоспоримы, нужно это доходчиво объяснить это людям и помочь им уберечь себя от ошибки, чреватой последствиями.

Как подчеркнул Владимир Михайлович, он ни от кого не зависит, ему важно было просто разобраться… Над экспертизой возможностей районе для формирования на его территории 1, 2, 3 способных объединенных территориальных общин работал совместно с кандидатом наук по государственному управлению Анастасией Ибрагимовой.

Свои наработки ученые предложили активу района в виде глубокой презентации в формате публичного обсуждения. Для этого в актовом зале Новобугской райгосадминистрации собрался актив района – депутаты сельских, городского, районного совета, сельские головы, руководители управлений, представители подразделений райгосадминистрации.

Открывая обсуждение, председатель Новобугской РГА Сергей Иванов отметил: «Учитывая принцип добровольности, который лежит в основе Закона Украины «О добровольном объединении территориальных общин», я предложил специалистам из Института государственного управления изучить нашу ситуацию и выразить свой вердикт. В стране идут реформы, и это неправильно, что наш район занял позицию созерцателя. Нужно менять жизнь к лучшему, нужно действовать, а не спорить, вроде, «чья возьмет». Спасибо Владимиру Михайловичу, который положительно воспринял предложение и изучил нашу ситуацию на научной основе. Надеюсь, что эта новая информация кому-то откроет глаза, поможет понять, что есть вопросы, которые нельзя решать силой горла, собственными амбициями. Нужно думать о судьбе земляков через 10-15 лет, а не собственных интересах на сегодня. Я призываю каждого сельского голову к голосу сердца и разума. Вас избирали люди, вам доверяют, давайте этот день проведем в режиме глубокой дискуссии. Сейчас обсудим все вопросы, чтобы дальше начать плодотворно работать».

Прежде чем начать презентацию, Владимир Емельянов дал возможность высказаться руководителям общин относительно их видения реформы органов местного самоуправления в районе. Категорически против образования единой общины в районе высказались Шевченковский сельский голова М.Н. Плюта, Софиевский сельский голова С.И. Лозовой, Новониколаевский сельский голова О.И. Овчаренко, Новобугский городской голова М.А. Лагодиенко.

Директор Института государственного управления В.М. Емельянов сообщил, что ради поиска истины ему вместе с коллегой Анастасией Ибрагимовой пришлось поработать в течение нескольких месяцев. В Институте государственного управления Черноморского национального университета имени П. Могилы были обработаны, проанализированы и сделаны выводы относительно большого объема статистических данных, которые включают демографические процессы на территории района, экономику, АПК, социальную сферу, здравоохранение, образование. Кстати, кандидат наук по государственному управлению Анастасия Ибрагимова посвятила теме реформы органов местного самоуправления свое научное исследование. Презентацию в Новом Буге построила на основе языка цифр, а не эмоций. Объяснила, почему малочисленные объединения неперспективны, и наоборот, чем больше людей в общине, тем она прочнее!

Главное — ресурсная база: земля, инвестиции, финансы, человеческий фактор

P1000672

На упрек Шевченковского сельского головы, что после их объединения община может насчитывать в пределах 4 тысяч жителей, А.А. Ибрагимова согласилась, что в законодательстве не прописаны требования к обязательной численности населения в объединенной территориальной общине. Однако финансовые расчеты показывают, что общины с численностью 3 тыс. человек малосостоятельны, в отличие общинам с численностью более 10 или 20 тыс. человек. Международный опыт свидетельствует о том, что оптимальная численность населения в объединенной территориальной общине — это 30-40 тыс. человек. Рекомендуемое расстояние от центра общины в другие населенные пункты — до 25 километров. Однако фактор территории не является определяющим и его применение отличается в каждом конкретном случае. Гораздо важнее наличие транспортной инфраструктуры во вновь сформированной общине.

Также Методика формирования способных территориальных общин предусматривает важные критерии, которые являются определяющими при принятии решения по объединению. Минимальное количество учеников в центральной общине должна быть не менее 250, а детей дошкольного возраста — не менее 100. Должна быть и социальная инфраструктура, дороги, административные помещения и др. С помощью проектора, продемонстрировала расчетную таблицу определения уровня способности (каждой модели общины), обратила внимание на необходимости просчитать самим уровень дотационности, доходы на душу населения, уровень зависимости от расходов на аппарат. Будет ли кому работать в производственных подразделениях, которые сейчас находятся на территории сельсовета, если в селе уже сейчас большинство ее населения предпенсионного или пенсионеры, а через 15 лет их количество вырастет еще на треть. Докладчик сделала анализ рождаемости, а также по детям в возрасте до 5-ти лет. На цифрах доказала, что через 20 лет они будут представлять население молодого трудоспособного возраста, но не смогут решить кадровую проблему в этой объединенной территориальной общине из-за того, что их мало. Кто будет наполнять бюджет? Кто будет работать на ее финансовую состоятельность? Даже судя по этому критерию подобное объединение не может быть состоятельным. В объединенной громаде будут опорные пункты, и наиболее целесообразно, в селах Софиевка и Новополтавка.

— Моя позиция нейтральная, — подчеркнула А. Ибрагимова. — Мы не намерены поддерживать ту или иную сторону. Мы приехали познакомить вас с теми расчетами, над которыми серьезно работали. Вам решать. Однако главам сельсоветов нужно, прежде всего, анализировать ресурсную базу предполагаемого объединения, учитывать земельные, инвестиционные, нормативные, финансовые, человеческие факторы, — а не просто преподносить свои желания за «волю людей».

Обсуждение продолжалось почти три часа. Владимир Емельянов не избегал дискуссии, а наоборот ей способствовал. Он реагировал на каждую острую реплику из мест, предлагал аргументировать доводы. В то же время, излагал свое объективное мнение: формирование за принципом «1 район – 1 громада» для данного района является эффективным и привлекательным, способным обеспечить его населению достойное будущее.

Всегда непросто принимать иную точку зрения, ведь нужно признать свое мнение — субъективным, ошибочным. Я бы сейчас слукавила, если бы написала, что представителей «Могилянки» по государственному управлению провожали единодушными аплодисментами, поскольку не это было целью их приезда в район. Три несостоявшиеся «потемкинские деревни» под конец заседания накалили воздух притихшей досадой… Ведь за эти три часа были и выкрикивания, была и истерия со стороны сторонников идеи формирования на территории района трех общин. Кое-кто в эмоциональном порыве покинул зал раньше, во время накала страстей. И все же, многие присутствующие на протяжении всего заседания делали заметки в своем служебном блокноте, ставили серьезные и содержательные вопросы, благодарили за обстоятельную информацию. А после окончания обсуждения с полтора десятка человек остались, подошли к докладчикам поговорить в, так называемой, неформальной беседе. Они поделились, что нужно эту же презентацию показать людям в селах района, поскольку, как они выразились, это многое меняет… Те, кто имели желание и флеш-карту под рукой, перезаписали презентационный материал с ноутбука Анастасии Ибрагимовой, чтоб поделится им с коллегами по депутатскому корпусу своего сельского совета.

В итоговом слове председатель Новобугской райгосадминистрации С.В.Иванов сообщил сельским головам, что на следующей неделе будет инициировать рассмотрение ими вопроса территориального объединения общин. Верит, что лед тронется…

Александра Ментель, региональный консультант по коммуникациям Офиса реформ в Николаевской области


Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментариев: 1

  1. Реанімаційний Пакет Реформ закликає Парламент України нарешті прийняти децентралізаційні законопроекти:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *