Троллейбусы VS «маршрутки» — что лучше для Николаева

03 апреля 2018, 14:09

Читают: 0 Комментариев: 1 Рейтинг:  
 

Что удобнее, комфортнее, дешевле для жителей Николаева: маршрутный транспорт или троллейбусы?

При обсуждении различных городских строек и других изменений жулики постоянно манипулируют жителями: приходит какой-нибудь дядя в галстуке и с видом эксперта рассказывает, что посреди города надо проложить многополосную магистраль, а трамвай выпилить. Тогда пробок будет меньше.
Или какой-нибудь депутат городского совета предлагает выпилить троллейбус, который старый и медленный, и запустить вместо него маршрутки, которые «транспорт будущего».

Давайте попробуем разобраться, какие виды городского транспорта существуют и в каких ситуациях они должны использоваться. Ведь если разбираться, то жулики из мэрий уже не смогут водить вас за нос и скармливать вредные проекты как благо, а вы сможете вовремя распознавать вредительство и поднимать тревогу.

Итак, имеем ситуацию: в городе живут люди и хотят по нему перемещаться. Пешком и на велосипеде далеко не уйдёшь, нужно на чём-то ехать. Какими способами можно перемещать людей по городу?

Ну если глобально, то очевидны два основных направления:

1. Личный автомобиль
2. Общественный транспорт

Это конкурирующие направления, которые влияют друг на друга. Задача городских властей — стимулировать перемещение на общественном транспорте и дестимулировать перемещение на автомобиле. В этой части всё относительно просто. Но давайте теперь взглянем на разные типы общественного транспорта.

Маршрутка (вместимость до 16 пассажиров, перевозит до 480 человек в час, если ходит 1 раз в 2 минуты)

Плюсы:
• Дешево стоят
• Могут ездить по узким улицам
• Часто бесплатны для городского бюджета
Минусы:
• Стоят в пробке
• Ездят без расписания и четких остановок, оплата водителю
• Сложно организовать льготный проезд
• Есть риск не попасть в транспорт на промежуточных остановках
• Часто не соблюдаются базовые требования безопасности
• Забивают остановки и улицы, неэффективно используют городское пространство, если используются на маршрутах, где ездит много людей

Троллейбус (вместимость 50-150 человек, перевозит до 4500 человек в час)

Плюсы:
• Комфортнее автобуса для пассажиров за счёт отсутствия вибрации и коробки передач в электродвигателе
• Тише
• Быстрее разгоняется
• Дешевле автобуса в эксплуатации и долговечнее (электродвигатель проще устроен и сбалансирован, как следствие имеет больший ресурс)
• Не воняет

Минусы:
• Стоит в пробках
• Плохо масштабируется (не сцепишь в поезд)
• Требует дополнительной инфраструктуры контактной сети
• В случае плохого обслуживания или устаревания контактной сети может непредсказуемо останавливаться

Основные плюсы троллейбуса действуют на пассажиров и жителей окрестных районов, а основные минусы — на эксплуатирующую компанию. Поэтому компании и городские администрации со слабым общественным контролем для облегчения себе работы стараются заменять троллейбусы автобусами.

Трамвай (300 человек, перевозит до 9000 человек в час)

Плюсы:
• Ещё более экономичен, экологичен и бесшумен, чем троллейбус
• Ещё более высокий уровень комфорта
• Не требует широкой полосы движения (двигается точно в габаритах)
• Легко масштабируется (можно делать длинные составы)
• Может двигаться в обе стороны, не требует места для разворота
• Постоянная линия психологически привлекательна для пассажиров и способствует развитию территории
• Легко обеспечить минимальный зазор между вагоном и платформой, облегчив использование для людей с детскими колясками, инвалидов и других маломобильных групп
• Используется на более загруженных маршрутах
• Также отлично подходит для исторического центра города: вписывается в узкие улочки, не имеет выхлопов, хорошо сочетается с пешеходными зонами

Минусы:
• Стоит в пробках (если рельсы полностью физически не отделены от дороги)
• Требует капитальной инфраструктуры (рельсы, контактная сеть, сложно организовать маршрут)
• В случае аварии затрудняет движение на линии (при хорошей организации этим можно пренебречь)

Ликвидация выделенной трамвайной линии в пользу обычной дороги, замена трамвая маршрутками

Довольно типичная история для многих городов: маршрутки генерируют много наличности, поэтому легко получают помощь в мэриях, администрациях и на всех уровнях власти. У электротранспорта таких лоббистов нет, поэтому такие решения часто имеют место.

Предположим, что в городе уже есть трамвайная система, которая ходит по своим выделенным рельсам, но рельсы старые, трамваи дряхлые и на них никто не ездит, кроме льготников. Обычные же люди выбирают другие способы: маршрутки или личный автомобиль. То есть мы имеем систему скоростного трамвая, в которой была потребность, но которой плохо управляли, и она испортилась по вине некомпетентных властей.
Но людям-то всё равно надо по городу ездить, даже больше чем раньше, когда этот трамвай планировали. Поэтому они забивают город пробками и тоннами маршруток.
Что можно сделать? Можно поменять рельсы, купить хорошие трамваи и получить очень производительную систему за небольшие деньги — почти всё готово же. Но возможность устройства за малые деньги высокопроизводительной системы, которая действительно улучшит транспортную ситуацию, исчезает, если вы выкапываете рельсы. Теперь чтобы построить систему, нужно перекладывать коммуникации, менять организацию движения и проводить множество дорогостоящих изменений, а ведь можно было просто поменять рельсы.

Не слушайте сказки, что отмена трамвая полезна для города — это жульничество или идиотизм в абсолютном большинстве случаев.

Ликвидация существующей троллейбусной системы и замена её автобусами

Троллейбус требует больших начальных инвестиций, однако затем становится дешевле в эксплуатации и более приятен для пассажиров и жителей города. Но когда мы находимся в ситуации, что инвестиции уже проделаны, то минусов почти не остаётся, а плюсы все уже есть.
Часто троллейбусная система требует небольших и совсем не дорогостоящих изменений: купить новые детали контактной сети и парковку наладить — всё. Дальше троллейбусы идут по закупочной стоимости примерно как автобусы, но они комфортнее, экологичнее, быстрее и со всех сторон лучше.

То есть город при практически одинаковом уровне затрат получает систему, работающую хуже и которая дороже обходится в эксплуатации. Город становится менее эффективным и менее удобным для жизни.
Не слушайте рассказов о том, что троллейбус медленно ездит или неповоротлив и надо его заменить автобусом — это или жульничество, или невежество, или попытка упростить себе работу. Требуйте модернизации троллейбусной системы.

Такие дела.


Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментариев: 1

  1. Толлейбус воняет. Бомжами и прочими маргиналами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *