Экологической тропой по «Бугскому Гарду» прошли николаевские школьники

04 августа 2016, 12:41

Читают: 0 Комментариев: 0 Рейтинг:  
 

Николаевская детвора  имеет совершенно разные увлечения: одни дети привыкли к городскому комфорту, душу, пирожным у телевизора или компьютера до полуночи, у других есть потребность в новых ощущениях, интересных знаниях, нужных знакомствах. Многие родители считают, что детям нужен активный отдых – туристические походы, сон в палатках, холодный привкус дымка, пища на огне, песни под гитару. И не беда в натертостях ног, обгоревших плечах, укусах комаров. Это все не мешает отвлекаться от недостатков цивилизации – угарного газа, запыленного воздуха, Интернета…

Уже в который раз Николаевский Клуб путешественников «Хан-Тенгри» во главе с директором Виталием Филиным организовывает и проводит программу «Экологическая тропа» при поддержке департамента ЖКХ Николаевского горисполкома. Почему эта программа так важна? Она помогает детям на себе ощутить природные условия, узнать о дикой природе, как она меняется и почему, познакомиться с местными жителями и узнать их мнения. «Экологическая тропа» позволяет лучше понять изменение природных условий при неправильном поведении человека. Сознательное поведение человека формирует не одно поколение. Понятно, что это длительный и системный подход. Но хоть капелька любви к окружающей природе заложилась и в нынешнем путешествии.

Это был хороший проект. Состав детей был насыщенный, поэтому организовали два заезда. Около 25% желающих во второй или третий раз, а то и в пятый раз не меняли своих предпочтений. География учебных заведений тоже расширилась: Первая украинская гимназия имени Николая Аркаса, гимназия №41, школа-интернат №7, классический лицей, специализированная школа искусств и прикладных ремесел «Академия детского творчества», муниципальный коллегиум им. Владимира Дмитриевича Чайки, морской лицей им. проф. М. Александрова, общеобразовательные школы № 3, 4, 15, 19, 20, 22, 26, 30, 31,32, 34, 38, 49, 54, 56, 57. А еще к нам присоединились туристы Донецкой, Одесской, Киевской, Херсонской, Черниговской областей. Про этот замечательный уголок Земли уже знают далеко за пределами Николаевщины не понаслышке.

В чем же очарование «Бугского Гарда»? Почему так манит детские сердца этот край? Почему так тепло и радостно на душе, когда слышишь, видишь окружающий мир. Ни сильный ливень, ни завывания ветра, ни ослепительная молния не разрушает наслаждения тишины, свежести, аромата нетронутой природы.

Экологическая чистота района, богатые туристические возможности и историческое прошлое края, природный полигон препятствий позволил организовать работу лагеря максимально эффективно и с высокой степенью безопасности. Важным опытом для детей было проживания в палатках, приготовления пищи в полевых условиях, поочередное дежурство, доставка питьевой воды, сбор и рубка дров. Это все формирует умения проживания бок о бок с природой.

Но эта заповедная территория богата эндемиками и реликтами, потому что имеет уникальную геологическую историю. И дети видели эту уникальность – это краснокнижные виды – гвоздика бугская, астрагал шестистоцветковый, ковыль перистая, мерингия бугская, вишня Клокова, жук-олень, синявец Мелеарг, ящерица зеленая, стрекоза красавка. Живописные ландшафты края манили нас незабываемыми впечатлениями от радужного разнотравья сухоцветов, тысячелистника, зверобоя, топориков, чистотела, широкой палитры ароматов медуницы, чабреца, земляники, бузины. Многообразие растительного мира территории парка предопределяет и многообразие видов животных, обитающих здесь. Мы познакомились с целой семьей красавцев – ежиков, которые поселились недалеко от палаток. Их еще мягкие иголочки не закрывали юниорских лапок и мокрого носика. Пришлось нам видеть, правда на фото хуторян, желтобрюхого полоза. Его размеры достигали около 2,5 метров. И хотя он относится к семейству ужей (не ядовитый), его поведение отличается молниеносным наступлением и попыткой укусить, гневными выпадами и резким шипением. Часто дорогу нам переходили жуки-олени, в основном, самки. Наверное, все они искали своего «единственного», которого мы тоже встретили. Но невероятные воспоминания остались у нас от утреннего пения разнообразных птиц. Какие только звуки мы не слышали? Вроде собрался ансамбль с барабанами, колокольчиками, габоями, флейтами, свирелями. К ним примешивался чей-то хохот, чириканье, жужжание, курлыканье. И вся эта какафония каждое утро извещала нас о подъеме.

  htmlimage Самым интенсивным познанием в природе есть походы. Именно здесь воспитывается выдержка, терпение жажды, жары, натёртостей ног. Когда ты знаешь, что надо дойти до места назначения, да еще и нести воду, пищу, когда старшие присматривают и помогают младшим, а парни девушкам, вот тогда каждый из туристов взрослеют на глазах, тогда ты становишься совершеннее, увереннее, а значит успешнее.

htmlimage (3)

А как упорно шла работа по очистке источника. Больше часа весь лагерь освобождал почти стоячую воду от гниющих ветвей и мелких камней и ручеёк на глазах оживал, показывая это своим журчанием. Уставшие, но воодушевленные юные экологи, видимо, и не понимали своего маленького, но такого значительного вклада в восстановленные нашего Южного Буга. А еще мы совершили грандиозную чистку бывшей четырехэтажной мельницы от бытового мусора, оставленного нерадивыми туристами. Не узнать было территорию после того, как упорные дети собрали около 20 мусорных пакетов. А местное население уже неоднократно вывозит их в назначенные свалки. Все это формирует у детей бережное отношение к природе и культуру общения с ней.

В дни, освобожденные от походов, дети были вовлечены в различные коллективные мероприятия: соревнования, викторины, интеллектуальные и развлекательные игры, инсценированные сказки, беседы, праздник Нептуна, Ивана Купала. Надеюсь, не зря, одни плели венки, другие раскрашивали свои тела, кто-то активно играл роли «Репки», сообразительные правильно определяли азимуты природных объектов, разумные выигрывали в игре «Что? Где? Когда?», кому-то удалось победить в «Паутинке»…

htmlimage (4)

Охотно лагерю помогала семья местных жителей Овчарук — Надежда, Вячеслав, Петр, Анастасия, маленькая Александра. Вместе мы ходили в походы, готовили еду, пилили дрова, рассказывали правдивые и не очень правдивые истории, знакомились с известными и неизвестными растениями и животными. Мы больше узнали об истории хутора Львова, о происхождении названий Романова Балка и Капля, о военных событиях марта 1944 года. Очень познавательной для нас была встреча с историком-краеведом из с. Семеновка Виктором Васильевичем Белодедом. Он знает все – и о трудностях создания «Бугского Гарда», и о составе воды Южного Буга когда-то и сегодня, и о том, как ловили рыбу до войны и куда она делась теперь, и о медицинском применении трав, которые почти все являются лекарственными.

Каждый день, каждую свободную минуту дети привлекались к командным играм на сплочение коллектива, на мастер-классы по изготовлению «ловителей снов», мандалы, на скалолазание и прохождение навесной переправы, на ознакомительные беседы-конкурсы по экологическим вопросам, оказании первой медицинской помощи в нестандартных условиях, на игры в шашки и шахматы, стрельбу из лука и пневматического ружья, на изучение природных объектов, по которым можно ориентироваться… Все – и взрослые и дети – были в восторге от езды на лошадке «Доця». Не стереть воспоминаний и о частых купаниях на «джакузи», «колене». Погода способствовала и этому полезному развлечению. Теплыми вечерами у костра все дружно пели и слушали песни инструкторов под гитару. А дети показывали свои умения и возможности: фестиваль талантов «А вам слабо?», составление сказок, стихов и эссе о нашей «экологической тропе». Наиболее ярко себя проявили Никитина Анна, ученица Первой украинской гимназии им. М. Аркаса, Ковтушенко Алексей из г. Херсон, Рыженко Маргарита со школы №38, Еремеева Марина со школы №34. Усердными были и Руденко Николай, ученик школы №56, Челован Мария со школы №30, Добробоженко Александра с Озерянской школы Черниговской области, Аверьянова Анастасия со школы №20, Ткаченко Елизавета, ученица ООШ №3, Нечипоренко Владислав, который учится в «Академии детского творчества» и учащиеся из гимназии №41 – Карбы Ростислав и Колос Роман. Очень большая благодарность от детского коллектива и всех инструкторов принадлежит «Шустрику» Варенице Александру. Он учится в Первой украинской гимназии им. Н. Аркаса, лучший помощник, очень ответственный, внимательный и обходительный.

htmlimage (1)

Постоянное нахождение в природе, организация быта в походных условиях, ненавязчивая информация познавательного характера, совмещение отдыха и полезной деятельности – все это способствует преодолению потребительского отношения к природе, нейтрального отношения к загрязнению окружающей среды, а в конечном итоге формированию экологического мировозрения, воспитанию экологической культуры у подростающего поколения.

Но явным результатом данной программы является ее систематическое проведение , завлекая все больше и чаще новых участников, юных экологов, молодое здоровое поколение доля того, чтобы обобщить опыт, закрепить и накопить природоохранные навыки и умения, превратить полученные знания в твердую убежденность необходимости заботливого обращения с природными богатствами.

Оксана Джураева,
учитель географии и экологии Первой украинской гимназии им. Н. Аркаса,
Анна Никитина,
ученица 8-А кл. Первой украинской гимназии им. Н. Аркаса


Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *